- ARSENГРОССМЕЙСТЕР
Антропоцентризм мировоззрения древне-русских людей
2016-04-25, 22:21
На мой взгляд, об этом свидетельствует следующая статья:
Вагнер Г.К. О ЧЕРТАХ КОСМОЛОГИЗМА В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
(из книги: АКАДЕМИЯ НАУК СССР. Ордена Трудового Красного Знамени ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ. - «Древняя Русь и славяне». - Изд-во «НАУКА», Москва, 1978 - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1040837 )
Привожу выдержки:
с.324: «Для определения специфики народного искусства применяется много разных категорий, но наиболее адекватно ее выражают родовое начало и космологизм.
Родовое начало надо понимать… в смысле надындивидуальности… самосознания и мировосприятия… Художественно-изобразительным эквивалентом родового самосознания было видение «мира в целом», что и можно определить как интуитивный космологизм.
Родовое начало и космологизм народного искусства и составляют суть того, что принято называть традиционностью. Таким образом, традиционность народного искусства – это не что-то консервативное, тормозящее. Традиционность – это сохранение того единства человека с природой и миром вообще, которое родилось в сознании вместе с преодолением Хаоса и которое неотъемлемо от человека, а следовательно, и от его творчества.
Космологический компонент русского народного искусства был выявлен В.А.Городцовым… Данная тема была предметом постоянного внимания Б.А.Рыбакова, который… посвятил ей специальную работу.
Б.А.Рыбаков показал, что, например, народная одежда вместе с головным убором отражает «весь макрокосм». Он пишет: «Одетая в свой традиционный праздничный наряд, древнерусская княгиня или крестьянка XIX в. из южновеликорусских земель представляла как бы модель вселенной». Такую же космологическую структуру Б.А.Рыбаков усматривает в… новгородской вышивке, в резьбе нижегородских наличников, в девичьих подвенечных уборах, в ритуальных свадебных полотенцах и особенно в росписях прялок. Последние так и названы – космическими, а стиль их – возвышенно-космологическим».
(См. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства.)
«…Определяющее значение космологизма в том и состоит, что все темы, все сюжеты, все образы и мотивы народного искусства (за исключением, конечно, заведомо декосмологизированных) выступают преломленными через этот поразительный по поэтической цельности взгляд на Мир, словно человек-творец и Мир – это одно и то же. И поскольку такое мировосприятие было действительно жизнеопределяющим, то народное творчество по праву называется «народной философией».
Вагнер Г.К. О ЧЕРТАХ КОСМОЛОГИЗМА В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
(из книги: АКАДЕМИЯ НАУК СССР. Ордена Трудового Красного Знамени ИНСТИТУТ АРХЕОЛОГИИ. - «Древняя Русь и славяне». - Изд-во «НАУКА», Москва, 1978 - http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1040837 )
Привожу выдержки:
с.324: «Для определения специфики народного искусства применяется много разных категорий, но наиболее адекватно ее выражают родовое начало и космологизм.
Родовое начало надо понимать… в смысле надындивидуальности… самосознания и мировосприятия… Художественно-изобразительным эквивалентом родового самосознания было видение «мира в целом», что и можно определить как интуитивный космологизм.
Родовое начало и космологизм народного искусства и составляют суть того, что принято называть традиционностью. Таким образом, традиционность народного искусства – это не что-то консервативное, тормозящее. Традиционность – это сохранение того единства человека с природой и миром вообще, которое родилось в сознании вместе с преодолением Хаоса и которое неотъемлемо от человека, а следовательно, и от его творчества.
Космологический компонент русского народного искусства был выявлен В.А.Городцовым… Данная тема была предметом постоянного внимания Б.А.Рыбакова, который… посвятил ей специальную работу.
Б.А.Рыбаков показал, что, например, народная одежда вместе с головным убором отражает «весь макрокосм». Он пишет: «Одетая в свой традиционный праздничный наряд, древнерусская княгиня или крестьянка XIX в. из южновеликорусских земель представляла как бы модель вселенной». Такую же космологическую структуру Б.А.Рыбаков усматривает в… новгородской вышивке, в резьбе нижегородских наличников, в девичьих подвенечных уборах, в ритуальных свадебных полотенцах и особенно в росписях прялок. Последние так и названы – космическими, а стиль их – возвышенно-космологическим».
(См. Рыбаков Б.А. Макрокосм в микрокосме народного искусства.)
«…Определяющее значение космологизма в том и состоит, что все темы, все сюжеты, все образы и мотивы народного искусства (за исключением, конечно, заведомо декосмологизированных) выступают преломленными через этот поразительный по поэтической цельности взгляд на Мир, словно человек-творец и Мир – это одно и то же. И поскольку такое мировосприятие было действительно жизнеопределяющим, то народное творчество по праву называется «народной философией».
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения