- ARSENГРОССМЕЙСТЕР
ПРИРОДНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РУССКИХ
2019-04-26, 20:50
АЛЕКСАНДР РОДЖЕРС: ПРИРОДНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РУССКИХ
Дата публикации: 25 апреля 2019, 10:01
Русские глубоко приземлённые и рациональные люди. Ты безопасный сморчок? Тогда живи. А ты ядовитая поганка? Получи по шляпке!
Давеча у Соловьёва в очередной раз пытались обсуждать национальную идею России.
Дело, конечно, полезное. Но зря они для этого приглашают демагогов типа Станкевича и либералов типа Штейнман. Такие как Станкевич в жизни своей ни одной оригинальной мысли не породили, повторяя чужие шаблоны и догмы. А такие как Штейнман, во-первых, глубоко чужды русской ментальности, истории и культуре, а во-вторых, просто работают деконструкторами.
Мой опыт ведения переговоров и коллективного творчества показывает, что есть два типа участников – одни стремятся решить поставленную задачу, вносят предложения, креативят, идут на компромиссы, стремятся сделать компиляцию из предложений участников. А другие только обгаживают все предложения и стремятся всех рассорить – их я и называю деконструкторами. Так вот пани Штейнман как раз из этих.
Но я вообще не о них. Товарищ Матвейчев сформулировал прекрасную и глубокую мысль, что русская ментальность сформирована специфическим русским бытием.
Когда столетиями 90% времени нашим предкам приходилось отбиваться от различных вторжений и набегов. И любой мог быть в любой момент убит, взят в плен, угнан в рабство и так далее.
Я тоже всегда говорю, что если есть натурфилософия, то должны быть и натурэкономика и натуридеология.
Поэтому в своих статьях пишу, что для российских климата, просторов и природных условий природны комбинатный принцип организации производства, плановая экономика и госкапитализм (почему именно это – я уже обосновывал в более ранних публикациях).
С идеологией примерно то же самое. За последнюю тысячу лет Россия (во всех своих ипостасях) почти непрерывно воевала. И подавляющее большинство этих войн были оборонительными – или против кочевников с востока и юга, или против различных «цивилизаторов» с севера и запада.
Поэтому если вы хотите природную идеологию русских, то вот она:
1.«Осаждённая крепость». Немцы (не мы) хотят отобрать наши ресурсы. Всегда так было, и что-то нет особых оснований думать, что хотя бы что-то изменилось.
Хотят ли русские войны? Нет, не хотят. И не любят воевать. Но умеют это делать. И относятся как к чистке туалетов или выведению тараканов – делать это неприятно, но иногда нужно. А если что-то делаешь, то делай это на совесть. Что табуретку, что войну.
2.«Нет чужих». Все свои. Потому что сегодня ты заботишься о том беспризорнике, потому что его отец погиб, защищая Хартланд (детинец – самое охраняемое место). А завтра соседи точно также будут заботиться о твоём сыне, когда тебя убьют.
Именно поэтому автоматически социальное государство. Причём при любом строе. Потому что «рес публика», общее дело.
3.«Любой может стать своим». Для этого достаточно поднять оружие и стать рядом. Казанские татары, которые помогали освобождать Москву от поляков в начале семнадцатого века, мгновенно стали русскими. Князь Багратиот – русский. Барклай-де-Толли – русский. Бато Дошидоржиев – русский. Магомед Нурбагандов – русский.
4.«Сильная центральная власть». Последняя тысяча лет регулярно доказывала, что как только центральная власть слабеет – наступает Смута, жди захватчиков, голода и большой крови. Поэтому все попытки внедрять в России «парламентскую республику» и «децентрализацию» изначально воспринимаются исключительно как вражеские происки.
Так что да, русские природные этатисты, государственники.
5.«Готовность к авралу». Короткое лето, за которое нужно успеть заготовить припасы на долгую зиму, приучило поколения русских к ударному труду. Если не сделаешь – сдохнешь.
С другой стороны, это же (длинная зима) породила своеобразную леность и неторопливость без особой нужды (а вдруг завтра война, а я усталый).
6.«Вольница». Практически всю историю у России был фронтир, куда можно было сбежать в случае несправедливости. Или в леса, или на границу.
Поэтому сочетание нужды и свободы породило особенное отношение русских к власти, которое иностранцы (да и большая часть так называемой интеллигенции) не понимает:
Русский готов подчиняться, пока это «для общего блага». Пока приказы воспринимаются, как оправданные и справедливые. Он даже готов умереть, если «надо». Но это – не «рабство» и не покорность, а осознание необходимости.
Русские терпели и даже уважали дворянство, пока оно служило. А когда оно перестало служить и стало бесполезным – терпеть и уважать перестали.
Поэтому любая власть в России всегда должна доказывать, что она полезна и справедлива. Именно это, а не «помазание» или «соблюдение демократических процедур» делает любую власть легитимной.
7.«У России нет границ». Любая граница для русского – это источник угрозы, откуда может прийти набег или вторжение. Поэтому естественное стремление – отодвинуть границы как можно дальше. Это не жадность или экспансионизм, не стремление грабить (как у англосаксов) – это витальная потребность в безопасности.
Как ни парадоксально на первый взгляд, появление ракет высокой дальности подсознательно вынуждает русских стремиться к расширению своих границ – чтобы враг не смог достать до Хартланда, до детинца.
Опять же, вопрос Курил так беспокоит часть граждан не потому, что кто-то там собирается жить или вообще кому-то нужны эти скалы, а просто их возможная передача откроет уязвимость в обороне. Поэтому никто их никому не отдаст.
8.«Любая война должна заканчиваться во вражеской столице». Или «Россия – это сокрушитель империй».
Опять же, это глубоко рациональный и прагматичный подход. Любая угроза должна быть ликвидирована.
Отсюда же и русское добровольчество – чем меньше несправедливости остаётся в мире, тем более безопасным местом он становится.
Вообще русские глубоко приземлённые и рациональные люди. Ты безопасный сморчок? Тогда живи. А ты ядовитая поганка? Получи по шляпке!
9.«Дружба и слово». Из тех же рациональных соображений безопасности русские ценят превыше всего дружбу (дружить дешевле, чем воевать) и верность договору. И поэтому так жёстко нивелируют до плинтуса любых предателей. Стоит только нарушить слово – и «братушки» мгновенно становятся «ахтыжредисками».
Потому что ничто так сложно завоевать и так легко потерять, как доверие.
Так что я бы сформулировал настоящую триаду русских ценностей не как какое-нибудь абстрактное «Православие, самодержавие, народность», а как вполне конкретное «Справедливость, солидарность, мир».
Причём каждое из слов в данной триаде содержит сразу несколько смыслов.
Справедливость – это и полезность, и рациональность, и равенство возможностей.
Солидарность – это сотрудничество, сотрудничество, синергия.
Мир – это и безопасность, и экологичность, и гармония.
И, конечно, всё это завязано на патриотизм. Потому что мы заботимся о государстве, а социальное государство заботится о нас.
Вот вам и природная государственная идеология в первом приближении.
Александр Роджерс, специально для News Front
https://news-front.info/2019/04/25/aleksandr-rodzhers-prirodnaya-ideologiya-russkih/
Дата публикации: 25 апреля 2019, 10:01
Русские глубоко приземлённые и рациональные люди. Ты безопасный сморчок? Тогда живи. А ты ядовитая поганка? Получи по шляпке!
Давеча у Соловьёва в очередной раз пытались обсуждать национальную идею России.
Дело, конечно, полезное. Но зря они для этого приглашают демагогов типа Станкевича и либералов типа Штейнман. Такие как Станкевич в жизни своей ни одной оригинальной мысли не породили, повторяя чужие шаблоны и догмы. А такие как Штейнман, во-первых, глубоко чужды русской ментальности, истории и культуре, а во-вторых, просто работают деконструкторами.
Мой опыт ведения переговоров и коллективного творчества показывает, что есть два типа участников – одни стремятся решить поставленную задачу, вносят предложения, креативят, идут на компромиссы, стремятся сделать компиляцию из предложений участников. А другие только обгаживают все предложения и стремятся всех рассорить – их я и называю деконструкторами. Так вот пани Штейнман как раз из этих.
Но я вообще не о них. Товарищ Матвейчев сформулировал прекрасную и глубокую мысль, что русская ментальность сформирована специфическим русским бытием.
Когда столетиями 90% времени нашим предкам приходилось отбиваться от различных вторжений и набегов. И любой мог быть в любой момент убит, взят в плен, угнан в рабство и так далее.
Я тоже всегда говорю, что если есть натурфилософия, то должны быть и натурэкономика и натуридеология.
Поэтому в своих статьях пишу, что для российских климата, просторов и природных условий природны комбинатный принцип организации производства, плановая экономика и госкапитализм (почему именно это – я уже обосновывал в более ранних публикациях).
С идеологией примерно то же самое. За последнюю тысячу лет Россия (во всех своих ипостасях) почти непрерывно воевала. И подавляющее большинство этих войн были оборонительными – или против кочевников с востока и юга, или против различных «цивилизаторов» с севера и запада.
Поэтому если вы хотите природную идеологию русских, то вот она:
1.«Осаждённая крепость». Немцы (не мы) хотят отобрать наши ресурсы. Всегда так было, и что-то нет особых оснований думать, что хотя бы что-то изменилось.
Хотят ли русские войны? Нет, не хотят. И не любят воевать. Но умеют это делать. И относятся как к чистке туалетов или выведению тараканов – делать это неприятно, но иногда нужно. А если что-то делаешь, то делай это на совесть. Что табуретку, что войну.
2.«Нет чужих». Все свои. Потому что сегодня ты заботишься о том беспризорнике, потому что его отец погиб, защищая Хартланд (детинец – самое охраняемое место). А завтра соседи точно также будут заботиться о твоём сыне, когда тебя убьют.
Именно поэтому автоматически социальное государство. Причём при любом строе. Потому что «рес публика», общее дело.
3.«Любой может стать своим». Для этого достаточно поднять оружие и стать рядом. Казанские татары, которые помогали освобождать Москву от поляков в начале семнадцатого века, мгновенно стали русскими. Князь Багратиот – русский. Барклай-де-Толли – русский. Бато Дошидоржиев – русский. Магомед Нурбагандов – русский.
4.«Сильная центральная власть». Последняя тысяча лет регулярно доказывала, что как только центральная власть слабеет – наступает Смута, жди захватчиков, голода и большой крови. Поэтому все попытки внедрять в России «парламентскую республику» и «децентрализацию» изначально воспринимаются исключительно как вражеские происки.
Так что да, русские природные этатисты, государственники.
5.«Готовность к авралу». Короткое лето, за которое нужно успеть заготовить припасы на долгую зиму, приучило поколения русских к ударному труду. Если не сделаешь – сдохнешь.
С другой стороны, это же (длинная зима) породила своеобразную леность и неторопливость без особой нужды (а вдруг завтра война, а я усталый).
6.«Вольница». Практически всю историю у России был фронтир, куда можно было сбежать в случае несправедливости. Или в леса, или на границу.
Поэтому сочетание нужды и свободы породило особенное отношение русских к власти, которое иностранцы (да и большая часть так называемой интеллигенции) не понимает:
Русский готов подчиняться, пока это «для общего блага». Пока приказы воспринимаются, как оправданные и справедливые. Он даже готов умереть, если «надо». Но это – не «рабство» и не покорность, а осознание необходимости.
Русские терпели и даже уважали дворянство, пока оно служило. А когда оно перестало служить и стало бесполезным – терпеть и уважать перестали.
Поэтому любая власть в России всегда должна доказывать, что она полезна и справедлива. Именно это, а не «помазание» или «соблюдение демократических процедур» делает любую власть легитимной.
7.«У России нет границ». Любая граница для русского – это источник угрозы, откуда может прийти набег или вторжение. Поэтому естественное стремление – отодвинуть границы как можно дальше. Это не жадность или экспансионизм, не стремление грабить (как у англосаксов) – это витальная потребность в безопасности.
Как ни парадоксально на первый взгляд, появление ракет высокой дальности подсознательно вынуждает русских стремиться к расширению своих границ – чтобы враг не смог достать до Хартланда, до детинца.
Опять же, вопрос Курил так беспокоит часть граждан не потому, что кто-то там собирается жить или вообще кому-то нужны эти скалы, а просто их возможная передача откроет уязвимость в обороне. Поэтому никто их никому не отдаст.
8.«Любая война должна заканчиваться во вражеской столице». Или «Россия – это сокрушитель империй».
Опять же, это глубоко рациональный и прагматичный подход. Любая угроза должна быть ликвидирована.
Отсюда же и русское добровольчество – чем меньше несправедливости остаётся в мире, тем более безопасным местом он становится.
Вообще русские глубоко приземлённые и рациональные люди. Ты безопасный сморчок? Тогда живи. А ты ядовитая поганка? Получи по шляпке!
9.«Дружба и слово». Из тех же рациональных соображений безопасности русские ценят превыше всего дружбу (дружить дешевле, чем воевать) и верность договору. И поэтому так жёстко нивелируют до плинтуса любых предателей. Стоит только нарушить слово – и «братушки» мгновенно становятся «ахтыжредисками».
Потому что ничто так сложно завоевать и так легко потерять, как доверие.
Так что я бы сформулировал настоящую триаду русских ценностей не как какое-нибудь абстрактное «Православие, самодержавие, народность», а как вполне конкретное «Справедливость, солидарность, мир».
Причём каждое из слов в данной триаде содержит сразу несколько смыслов.
Справедливость – это и полезность, и рациональность, и равенство возможностей.
Солидарность – это сотрудничество, сотрудничество, синергия.
Мир – это и безопасность, и экологичность, и гармония.
И, конечно, всё это завязано на патриотизм. Потому что мы заботимся о государстве, а социальное государство заботится о нас.
Вот вам и природная государственная идеология в первом приближении.
Александр Роджерс, специально для News Front
https://news-front.info/2019/04/25/aleksandr-rodzhers-prirodnaya-ideologiya-russkih/
- ARSENГРОССМЕЙСТЕР
Re: ПРИРОДНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РУССКИХ
2019-05-01, 14:28
Идея справедливости – в русском языке этимологически, в русском менталитете архетипически и в русской цивилизации онтологически – связана, или даже производна от идеи правды (лучше даже с заглавной буквы: «Правды»). «Где справедливость, там и правда» – гласит поговорка, а выражения «искать правду» и «добиваться справедливости» практически синонимичны. Правда, согласно своей идее, столь самоочевидна – «правда светлее солнца», «правда права сама собой» – что у всех, узревших её, не остается сомнений в том, кто виноват и что делать. Неслучайно главный древнерусский источник права, связываемый с Ярославом Мудрым, назывался «Русская правда» (много позже появились «судные грамоты» и «Судебник»).
Онтологический свет Правды освещает и практическую сторону идеи справедливости, выраженную классическим принципом «каждому – своё». Указанный принцип использовал для определения понятия справедливости ещё Платон, он был принят римскими юристами и через рецепцию римского права так или иначе нашёл отражение в правовых системах европейских государств.
Есть основания полагать, что принцип «каждому – своё» имеет гораздо более древние корни, чем античность, и, подобно магии, имел практически всеобщее распространение среди человечества. Он предполагает, что ничего в этом мире не про(ис)ходит просто так – всё находит ответ, получает воздание, и справедливость состоит в том, что каждый и за каждое получает своё. «Как аукнется, так и откликнется», «что посеешь, то и пожнёшь», «любишь кататься, люби и саночки возить», «по Сеньке шапка», «какова работа, такова и плата», «кто плут, для того кнут», «на доброе добром отвечают» (однако же, «на злое злом не отвечай») и т. д.
Правда практически важна для справедливости, поскольку применение принципа «каждому – своё» связано с решением вопросов, кто есть «каждый» (и какой именно «каждый») и какое «своё» ему положено.
Эмпирически, однако, сплошь и рядом складывается ситуация, когда у каждой из сторон конфликта «своя правда», то есть собственно Правды как бы нет («не беше в нихъ правды»). Для сохранения целостности онтологической картины мира приходится делать дополнительные допущения. Например, вводить представление о том, что есть множество человеческих частных «правд» и есть истинная Правда (именуемая также «Истиной»), которая как бы парит в горнем мире и не зависит от страстей, пристрастий, «оптических искажений» мира дольнего, человеческого.
Используя известную метафору Платона, можно сказать, что истина в каждом случае (жизненной ситуации) единственна, но зрит её только Бог и, может быть, души людей в Небесном мире, а живые люди довольствуются лишь тенями на стенах пещеры своего ограниченного разума. В Евангелии та же, по сути, идея выражена в словах Иисуса Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Православие утверждает, что верующий при всех обстоятельствах может рассчитывать на Божественную Истину, и в этом – основа его спасения (Пс. 35:6; 39:11; 90:4).
Отсюда – закономерное требование к человеку, который призван или берётся вершить справедливость, чтобы он имел некий Божественный мандат. Не исключено, кстати, что в архетипической ситуации «призвания варягов» были задействованы жрецы племен, но в дальнейших пересказах этой истории христианскими монахами сведения об этом, само собой, были опущены.
Так называемая сакрализация власти в ее русском варианте свидетельствует не о силе идеи власти или государства, но о ее слабости в уме и душе народа. Самодержавие приходилось укреплять религиозным авторитетом именно потому, что собственного авторитета ему никогда, «от призвания варягов», не хватало. Государство и Церковь всегда в России поддерживали друг друга и падали также практически вместе. Для их устойчивости, конечно, необходим третий компонент, а именно народ, его расположение к власти и религии. Триада Уварова – не только и не столько идеологема, сколько констатация исторического факта.
Справедливость, по мнению русского народа, выраженному в пословицах и поговорках, «камень раздробит», «тьму осветит» и даже «мертвого воскресит».
Идея справедливости тесно связана с русским патриотизмом. Русский человек грудью встает на защиту своей страны, когда видит, что ей чинят несправедливость, и с сомнением относится к тем действиям власти (в том числе военным), в которых не видит справедливости. Примером тут может служить хотя бы новейшая история чеченских войн, а именно – разница в отношении русского народа к первой и второй войне.
У самодовлеющей идеи справедливости, однако, имеется не только светлая, но и, так сказать, темная сторона.
На темной стороне, например, находится довольно пренебрежительное отношение к законам. Если некий закон расценивается как не справедливый (не говоря уже об оценке «несправедливый»), то он едва ли не автоматически становится необязательным к исполнению. А поскольку понимание справедливого или несправедливого в той или иной ситуации нередко зависит от собственного интереса («в чужих-то делах всякий справедлив…»), находится под сильным влиянием стремления к собственной выгоде («у людей где выгода, там и справедливость») или иных факторов, то общую картину, складывающуюся в результате, предсказать нетрудно. Собственно, она у нас перед глазами.
С темной стороной идеи – точнее, принципа – справедливости связан также феномен терпения, столь удивлявший иностранцев, начиная с фон Герберштейна. В жестко стратифицированном (сословном или кастовом) обществе, в котором границы страт, социальных групп или статусы индивидов закреплены в культуре (традициях, обычаях), а не только в законах, принцип справедливости противодействует социальным изменениям: поскольку «каждый» оказывается разным в зависимости от страты, то и его «своё» оказывается разным, что вполне соответствует принципу «каждому – своё». Поэтому простой народ терпит «притеснения» (по мнению стороннего наблюдателя), которые чинит ему дворянство, а дворянство терпит «притеснения» со стороны монарха – и вся эта конструкция терпения держится до тех пор, пока более-менее соблюдаются определенные культурой (менталитетом) рамки допустимого «притеснения».
Возмущение возникает, когда в страте или социальной группе почему-либо появляется и распространяется мнение, что её лишают (недодают) «своего» («баре грабят простой народ»), которое было раньше или на которое она теперь почему-то начинает считать, что имеет право. Или когда формируется мнение, что вышестоящие и властвующие – какие-то «не такие» («царя подменили»), не имеющие в действительности права на положенное этой страте/группе «своё». Нарастание недовольства такой «очевидной несправедливостью» раньше или позже приводит к тому, что терпение лопается: причастные к власти устраивают заговор, простой народ пускается в бега или бунтует. Примеров этому несть числа в русской истории – и куда только девался «рабский менталитет»!..
***
Безусловно, в теме национального русского характера и идеи много разных граней и нюансов, едва ли их можно охватить в одной статье, мы сделали лишь набросок, но и из него, думается, в достаточной степени ясно, что идея справедливости вполне может претендовать на роль непреходящей русской национальной идеи, а стремление к справедливости – на основную черту менталитета русского народа.
Владимир Никитаев
Публицист, философ-методологhttps://politconservatism.ru/choice/o-rabskom-mentalitete-i-idee-spravedlivosti-russkogo-naroda
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения