- ARSENГРОССМЕЙСТЕР
Александр Дугин: Секрет "умного делания"
2019-04-19, 17:54
Секрет "умного делания"
как увидеть то, что нельзя увидеть
Александр Дугин
О таком явлении православной традиции как исихазм.
· Исихазм происходит от слова «исихия» - молчание, тишина. Это направление монашеской аскетической практики, которое стало полноценной философией, даже метафизиков в XIV веке во время св. Григория Паламы, который описал эти практики и онтологические основания.
· Суть исихазма – учение о нетварном Фаворском свете. Для Паламы свет нетварен. Человек в своем сердце имеет возможность прикоснуться к неприкасаемому Богу, увидеть то, что нельзя увидеть. Этот парадокс нетварности фаворского света. Если невидимое может быть увидено, это переворачивает все представление о теологии.
· В спорах с противниками, которые подчеркивали трансцендентность Божества, Палама отвечал: вы правы, что Бог невидим, запределен, мы не можем помыслить Его, поскольку Он абсолютен. Но когда мы говорим, что Бога нельзя понять – мы тоже Его определяем. Если мы говорим, что Бог совсем отдален от нас, мы поражаем Бога в правах. Не слишком ли это нагло с нашей стороны, утверждать даже негативные признаки? К примеру, что Он «абсолютно непознаваем». Бог непознаваем – но Он и не непознаваем. Бог настолько велик и совершенен, что если захочет, Он сможет стать познаваемым.Став человеком, Он стал явленым – Он ходил среди нас, был среди нас, а мы его отвергли.
· Сам свет является нетварным – это принципиальное выражение Божественной абсолютной свободы. Бог непознаваем и не непознаваем. Когда он не непознаваем, Он может на высшем горизонте созерцания открыться христианину, аскету. Не где-то далеко – а в нас. Бог пришел в человеческую действительность, Он пришел для нас. Мы как христиане, если мы идем по пути аскезы, можем достичь этого высшего опыта.
· Далее Палама описывает, что предлагает исихазм: умное делание. Необходимо перенести ум из головы в сердце. Голова – символ дискурсивного знания, обычного рассудка – там и пребывает наше сознание, а сердце принято считать сферой интуиции, чувств. Надо поменять это: перейти от работы интеллекта и прямой бытовой интуиции к новой форме мышления и бытия. Когда мы делаем сердце умным, то меняется и сам интеллект – он перестает быть подсчитывающим сознанием. Сердце видит мир непосредственно, глубоко, но слепо само по себе – поэтому становится территорией страстей. Надо преодолеть и рассудочность сознания, и эмоциональность сердца – в этом и заключается умное делание.
· Когда сердце и ум сольются, мы можем (в качестве дара!) сподобиться дару созерцания нетварного света. Этот опыт радикально меняет все человеческое бытие – после этого человек не будет тем, что прежде.
· Бог становится опытом. Его и наше бытие подходят вплотную. Это созерцание Бога внутри нас. Об этом опыте монахи часто не говорят: Паисий Величковский, например, считал, что мирянам об этом и знать не надо. Но постепенно старцы стали делиться с людьми этим опытом - потому что это сокровище столь великое, и столь колоссально философское наследие.
· По сравнению с исихастом – человеком, который предпочитает молчание, погруженность в умное делание – великие мира сего представляются откровенным ничтожеством. Возможно, простецы ближе к этому опыту – нищета прекрасна, священна, спасительна – особенно когда она добровольна.
http://zavtra.ru/blogs/sekret_umnogo_delaniya
как увидеть то, что нельзя увидеть
Александр Дугин
О таком явлении православной традиции как исихазм.
· Исихазм происходит от слова «исихия» - молчание, тишина. Это направление монашеской аскетической практики, которое стало полноценной философией, даже метафизиков в XIV веке во время св. Григория Паламы, который описал эти практики и онтологические основания.
· Суть исихазма – учение о нетварном Фаворском свете. Для Паламы свет нетварен. Человек в своем сердце имеет возможность прикоснуться к неприкасаемому Богу, увидеть то, что нельзя увидеть. Этот парадокс нетварности фаворского света. Если невидимое может быть увидено, это переворачивает все представление о теологии.
· В спорах с противниками, которые подчеркивали трансцендентность Божества, Палама отвечал: вы правы, что Бог невидим, запределен, мы не можем помыслить Его, поскольку Он абсолютен. Но когда мы говорим, что Бога нельзя понять – мы тоже Его определяем. Если мы говорим, что Бог совсем отдален от нас, мы поражаем Бога в правах. Не слишком ли это нагло с нашей стороны, утверждать даже негативные признаки? К примеру, что Он «абсолютно непознаваем». Бог непознаваем – но Он и не непознаваем. Бог настолько велик и совершенен, что если захочет, Он сможет стать познаваемым.Став человеком, Он стал явленым – Он ходил среди нас, был среди нас, а мы его отвергли.
· Сам свет является нетварным – это принципиальное выражение Божественной абсолютной свободы. Бог непознаваем и не непознаваем. Когда он не непознаваем, Он может на высшем горизонте созерцания открыться христианину, аскету. Не где-то далеко – а в нас. Бог пришел в человеческую действительность, Он пришел для нас. Мы как христиане, если мы идем по пути аскезы, можем достичь этого высшего опыта.
· Далее Палама описывает, что предлагает исихазм: умное делание. Необходимо перенести ум из головы в сердце. Голова – символ дискурсивного знания, обычного рассудка – там и пребывает наше сознание, а сердце принято считать сферой интуиции, чувств. Надо поменять это: перейти от работы интеллекта и прямой бытовой интуиции к новой форме мышления и бытия. Когда мы делаем сердце умным, то меняется и сам интеллект – он перестает быть подсчитывающим сознанием. Сердце видит мир непосредственно, глубоко, но слепо само по себе – поэтому становится территорией страстей. Надо преодолеть и рассудочность сознания, и эмоциональность сердца – в этом и заключается умное делание.
· Когда сердце и ум сольются, мы можем (в качестве дара!) сподобиться дару созерцания нетварного света. Этот опыт радикально меняет все человеческое бытие – после этого человек не будет тем, что прежде.
· Бог становится опытом. Его и наше бытие подходят вплотную. Это созерцание Бога внутри нас. Об этом опыте монахи часто не говорят: Паисий Величковский, например, считал, что мирянам об этом и знать не надо. Но постепенно старцы стали делиться с людьми этим опытом - потому что это сокровище столь великое, и столь колоссально философское наследие.
· По сравнению с исихастом – человеком, который предпочитает молчание, погруженность в умное делание – великие мира сего представляются откровенным ничтожеством. Возможно, простецы ближе к этому опыту – нищета прекрасна, священна, спасительна – особенно когда она добровольна.
http://zavtra.ru/blogs/sekret_umnogo_delaniya
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения