- ЛУБАКАЛАВР
Азиатская алхимия
2014-08-06, 00:28
Рассматривая алхимические традиции, мы начали с исследования текстов европейской алхимии. Но тайна первоматерии присутствует и в китайской, индийской, арабской
Алхимических традициях, то есть во всех, более или менее изученных на сегодняшний день.
Существуют теории общего исторического происхождения всех этих сильно разделённых временем и пространством традиций, однако, вне зависимости от их истинности, они имеют другой общий источник, не связанный временем и пространством – опыт практикующих, проходящий через один и тот же процесс духовной трансформации.
Хочу обратиться к даосской алхимии, которую замечательно представил Евгений Торчинов, известный своими исследованиями даосизма и переводами классических даосских трактатов.
Трактат Гэ Хуна Баопу-цзы — энциклопедия даосизма того времени. Он содержит описания даосских практик, рецептов даосской алхимии и критический обзор даосской науки о бессмертии.
Е. А. Торчинов, основатель психологического подхода в религиоведении, считал, что есть два основных уровня трансперсонального опыта, - уровень «единства/тождества с онтологической основой мира» , той самой алхимической «прародительницей всех вещей», и промежуточный, «архетипический уровень» (это древняя идея, встречающаяся например, в учении о теофании, или таджалли, у Ибн Араби, и развиваемая сейчас в трансперсональной психологии).
Архетипический уровень является промежуточным между обычным для нас уровнем субъект-объектного концептуального познания и интегративным уровнем внеконцептуального опыта, трансцендирующим субъект-объектную дихотомию. На этом уровне опыта познание происходит при помощи символов, особых медиаторов, посредников, связывающих субъект и объект познания гораздо теснее, чем в обычном мире концептуального познания (слово символ происходит от греч. σύμβολον, «соединять, восстанавливать единство», - этимология, близкая к этимологии таких слов как «йога», «религия»). Религиозные символы соединяют наш индивидуальный опыт с идеальными, универсальными, исходными формами (греч. αρχέ τυπος), в которые отливается опыт человека, по мере того, как он проживает символ (собственно, долгие алхимические опыты-ритуалы и нужны для такого «вживания в метафизику»). Символы служат основой для «сборки личности», являясь как бы проектами человека, обрастающими плотью по мере религиозной практики, - через идентификацию с символом человек начинает воплощать этот проект. Таким символическим «проектом человека» является, например, Христос, «образ Бога невидимого» (по которому творится человек), благодаря своей двойной природе являющийся посредником-медиатором между человеческим и божественным мирами. Религиозные картины мироздания - это тоже символические описания-медиаторы, карты духовного пути, реализации идеального мира в мире эмпирическом.
Алхимик имеет дело прежде всего с принципом, архетипом, который лежит в основе всех этих проявлений: «не обыденные свинец и ртуть были субстанциями алхимических превращений, а силы инь-ян, первозданный Хаос, пять первоэлементов фаз и т. п. … символизм алхимической терминологии представляет собой отражение символического характера самого алхимического деяния, в котором металлы и минералы оказываются лишь знаками некоей стоящей за ними реальности — сил космоса».
Даосская алхимия разделяется на внешнюю и внутреннюю алхимии.
Внешняя лабораторная алхимия, если сопоставлять её с современными формами науки, окажется ближе к физике, чем к химии, поскольку алхимики стремились к копированию и моделированию космических процессов, а не к исследованию химических реакций. Внутренняя алхимия может быть соотнесена с медициной и психологией.
Внутренняя алхимия, по существу, является алхимией только в том смысле, что использует ту же терминологию и основывается на тех же теоретических принципах, что и внешняя алхимия.
Исходя из принципа подобия космоса и человеческого тела, адепты внутренней алхимии сделали вывод о ненужности лабораторно-химического моделирования Вселенной, поскольку алхимическая модель может быть с успехом заменена собственным телом адепта, энергии, соки и секреты которого и есть микрокосмические аналоги металлов и минералов макрокосма.
В действительности же внутренняя алхимия представляет собой форму психопрактики йогического типа, направленную на радикальную перестройку психофизических характеристик адепта, или , говоря её собственным языком, - на создание нового бессмертного тела и соответствующего ему просветлённого сознания.
Надо отметить также, что именно внутренняя алхимия представляла собой выражение основного вектора развития даосизма; по существу, все методы и практики, образующие внутреннюю алхимию, возникли в даосизме еще в глубокой древности (дыхательные упражнения, техника визуализации и т.д.); внутренняя алхимия лишь свела их воедино, образовав целостную систему духовного делания. Но это, произошло только благодаря предшествующему господству, внешней алхимии, разработавшей стройную теорию и терминологию.
Внешняя алхимия первоначально считалась не менее эзотерической и тайной, оба типа практики часто сочетались в деятельности того или иного алхимика.
Алхимики считали, что сам процесс созерцания алхимического процесса посвященным в его таинства адептом уже возносит его ввысь по ступеням лестницы духовного совершенства, а вдыхание галлюциногенных паров, исходящих от алхимической реторты, в некоторых практиках даосизма также предполагало внутренний, психоделический эффект, достигаемый средствами внешней лабораторной алхимии.
Алхимических традициях, то есть во всех, более или менее изученных на сегодняшний день.
Существуют теории общего исторического происхождения всех этих сильно разделённых временем и пространством традиций, однако, вне зависимости от их истинности, они имеют другой общий источник, не связанный временем и пространством – опыт практикующих, проходящий через один и тот же процесс духовной трансформации.
Хочу обратиться к даосской алхимии, которую замечательно представил Евгений Торчинов, известный своими исследованиями даосизма и переводами классических даосских трактатов.
Трактат Гэ Хуна Баопу-цзы — энциклопедия даосизма того времени. Он содержит описания даосских практик, рецептов даосской алхимии и критический обзор даосской науки о бессмертии.
Е. А. Торчинов, основатель психологического подхода в религиоведении, считал, что есть два основных уровня трансперсонального опыта, - уровень «единства/тождества с онтологической основой мира» , той самой алхимической «прародительницей всех вещей», и промежуточный, «архетипический уровень» (это древняя идея, встречающаяся например, в учении о теофании, или таджалли, у Ибн Араби, и развиваемая сейчас в трансперсональной психологии).
Архетипический уровень является промежуточным между обычным для нас уровнем субъект-объектного концептуального познания и интегративным уровнем внеконцептуального опыта, трансцендирующим субъект-объектную дихотомию. На этом уровне опыта познание происходит при помощи символов, особых медиаторов, посредников, связывающих субъект и объект познания гораздо теснее, чем в обычном мире концептуального познания (слово символ происходит от греч. σύμβολον, «соединять, восстанавливать единство», - этимология, близкая к этимологии таких слов как «йога», «религия»). Религиозные символы соединяют наш индивидуальный опыт с идеальными, универсальными, исходными формами (греч. αρχέ τυπος), в которые отливается опыт человека, по мере того, как он проживает символ (собственно, долгие алхимические опыты-ритуалы и нужны для такого «вживания в метафизику»). Символы служат основой для «сборки личности», являясь как бы проектами человека, обрастающими плотью по мере религиозной практики, - через идентификацию с символом человек начинает воплощать этот проект. Таким символическим «проектом человека» является, например, Христос, «образ Бога невидимого» (по которому творится человек), благодаря своей двойной природе являющийся посредником-медиатором между человеческим и божественным мирами. Религиозные картины мироздания - это тоже символические описания-медиаторы, карты духовного пути, реализации идеального мира в мире эмпирическом.
Алхимик имеет дело прежде всего с принципом, архетипом, который лежит в основе всех этих проявлений: «не обыденные свинец и ртуть были субстанциями алхимических превращений, а силы инь-ян, первозданный Хаос, пять первоэлементов фаз и т. п. … символизм алхимической терминологии представляет собой отражение символического характера самого алхимического деяния, в котором металлы и минералы оказываются лишь знаками некоей стоящей за ними реальности — сил космоса».
Даосская алхимия разделяется на внешнюю и внутреннюю алхимии.
Внешняя лабораторная алхимия, если сопоставлять её с современными формами науки, окажется ближе к физике, чем к химии, поскольку алхимики стремились к копированию и моделированию космических процессов, а не к исследованию химических реакций. Внутренняя алхимия может быть соотнесена с медициной и психологией.
Внутренняя алхимия, по существу, является алхимией только в том смысле, что использует ту же терминологию и основывается на тех же теоретических принципах, что и внешняя алхимия.
Исходя из принципа подобия космоса и человеческого тела, адепты внутренней алхимии сделали вывод о ненужности лабораторно-химического моделирования Вселенной, поскольку алхимическая модель может быть с успехом заменена собственным телом адепта, энергии, соки и секреты которого и есть микрокосмические аналоги металлов и минералов макрокосма.
В действительности же внутренняя алхимия представляет собой форму психопрактики йогического типа, направленную на радикальную перестройку психофизических характеристик адепта, или , говоря её собственным языком, - на создание нового бессмертного тела и соответствующего ему просветлённого сознания.
Надо отметить также, что именно внутренняя алхимия представляла собой выражение основного вектора развития даосизма; по существу, все методы и практики, образующие внутреннюю алхимию, возникли в даосизме еще в глубокой древности (дыхательные упражнения, техника визуализации и т.д.); внутренняя алхимия лишь свела их воедино, образовав целостную систему духовного делания. Но это, произошло только благодаря предшествующему господству, внешней алхимии, разработавшей стройную теорию и терминологию.
Внешняя алхимия первоначально считалась не менее эзотерической и тайной, оба типа практики часто сочетались в деятельности того или иного алхимика.
Алхимики считали, что сам процесс созерцания алхимического процесса посвященным в его таинства адептом уже возносит его ввысь по ступеням лестницы духовного совершенства, а вдыхание галлюциногенных паров, исходящих от алхимической реторты, в некоторых практиках даосизма также предполагало внутренний, психоделический эффект, достигаемый средствами внешней лабораторной алхимии.
_________________
_________________
"tat tvam asi" - "Ты - То еси"
- ЛУБАКАЛАВР
Re: Азиатская алхимия
2014-08-28, 23:54
По текстам Е. Торчинова.
В центре Даосской алхимии всегда находится идея бессмертия, которая очень важна для китайской традиции. В Китае не сформировались четкие представления о загробной жизни в виду особенностей развития китайской мысли. Речь идет о восприятии китайцами мира, как проявлений энергии ци, постоянно меняющегося мира, в котором Дао, Высшая Истина, является скорее мерой этих изменений. Соответственно, для такой схемы дух и материя являются одним и тем же, это ци в разных своих проявлениях. Таким образом, касательно идеи бессмертия, бессмертие тела считалось необходимым для абсолютного бессмертия. Так или иначе, практика алхимии сводилась к достижению бессмертия.
«Внутренняя» алхимия заключала в себе идею о создании эликсира бессмертия из внутренних соков человека, а также единство микро и макро космоса, соответственно основными практиками были медитация, дыхательная гимнастика, двигательные упражнения, созерцание, визуализация.
В основе практик лежит представление о циркуляции энергии ци в организме. По средствам различных техник адепт работает с этой энергией. Целью работы является гармонизация организма, очищение сознания.
В сфере медицины можно выделить огромное множество моментов связи медицины с алхимией. Многие алхимики являлись параллельно врачами и излагали свои знания в трактатах. Китайская медицина и китайская философия были тесно связаны с самого зарождения. Поэтому в медицине понимание тела человека происходит через призму целого ряда философских концепций, таких как инь-ян, ци, связь микро космоса и макро космоса.
«Внутренняя» алхимия заимствует значительную часть своего терминологического словаря из алхимических категорий «внешней» алхимии. Но, в отличии от «внешней» алхимии, ставит своей целью произвести эликсир бессмертия внутри тела практикующего адепта. Для этого, в качестве первичных ингредиентов, используется как само тело практикующего, так и некие непознаваемые субстанции, поступающие из космоса.
"Внутренняя" алхимия (нэй дань) представляет собой форму своеобразного психофизического тренинга, направленного на радикальную трансформацию психосоматических характеристик адепта, или, в ее собственной терминологии, на создание бессмертного тела и соответствующего ему просветленного сознания.
Исходя из принципа подобия универсума и человеческого тела, сторонники "нэй дань" сделали вывод о ненужности химического моделирования космоса, поскольку алхимическая модель вселенной может быть с успехом заменена собственным телом адепта, пневмы и соки которого и являются микрокосмическими аналогами металлов и минералов. При этом сами приемы "внутренней" алхимии (дыхательные упражнения, техника созерцания и т.п.) были разработаны в ходе предшествующего развития религиозной практики даосизма, причем по своему происхождению они зачастую были значительно древнее алхимических операций "внешней" алхимии. Но "внешняя" алхимия дала им принцип объединения, интегрировала их на основе своей методологии и систематизировала, предоставив также терминологию, да и весь язык описания процессов. Таким образом, из конгломерата разрозненных методов медитации и психофизического контроля образовалась стройная система своеобразного "духовного делания", к тому же постоянно рефлектирующая на себя и свои теоретические основания.
Другое дело, что в алхимии сам процесс осознания собственных теоретических оснований занимает длительный период и, завершаясь, производит сильнейший эффект ее интериоризации, приводящей к торжеству парафизиологической "нэй дань".
Попутно отметим, что "нэй дань" следует рассматривать именно как алхимию благодаря наличию общей концептуальной базы, методологии и категориального аппарата с лабораторной «внешней» алхимией ("вай дань"). Более того, даже содержательное наполнение конкретных операций вполне тождественно, отличается лишь материал их приложения: металлы и минералы в одном случае, энергии и центры тела - в другом. Да и то их роднит общая пневменная (ци) природа, что имеет для алхимии первостепенное значение.
Изначальная концепция терминов Инь и Ян, употребляемые в даосской литературе состоит в том, что Инь - это Творение, а Ян - Творец, Дао. Поэтому считается, что тело человека первоначально есть Инь и не содержит в себе энергий Ян. Их можно получить, только работая целенаправленно алхимически.
В алхимических текстах также используются термины, часто неверно переводимые как "дородовый" (или "пренатальный") и "послеродовый" (или "постнатальный"). Верно перевести так: "нерождаемое" и "рождаемое". Это - полный эквивалент деления на Ян и Инь. "Нерождаемое" - это Ян, т.е. Божественное Сознание, которое насыщает Собой тончайшие планы мироздания; "рождаемое" - это Инь.
Как в Китае, так и в Европе присутствует понимание алхимии, как космотворческого процесса.
Алхимик создавал в своей реторте модель мира и миросозиждущих процессов. Алхимический космос предстаёт единым целостным организмом, пронизанным «вселенской симпатией» или «сродством видов». Алхимия воспроизводит космос и «совершенствует» эту модель, «одухотворяет» её. В даосской алхимии эта черта алхимического мировоззрения выступает с особой очевидностью. В мироздании происходят многочисленные метаморфозы, ведущие к образованию элексира бессмертия. Ещё более чётко эта особенность алхимии прослеживается в даосском учении о «внутренней» алхимии (нэй дань), основывающейся на тезисе о подобии макрокосма и человеческого тела – микрокосма.
Практика внутренней алхимии является алхимическим «ускорением» процессов, протекающих в микрокосмосе и аналогичных макрокосмическим, «усовершенствованием», «одухотворением» микрокосмоса.
В центре Даосской алхимии всегда находится идея бессмертия, которая очень важна для китайской традиции. В Китае не сформировались четкие представления о загробной жизни в виду особенностей развития китайской мысли. Речь идет о восприятии китайцами мира, как проявлений энергии ци, постоянно меняющегося мира, в котором Дао, Высшая Истина, является скорее мерой этих изменений. Соответственно, для такой схемы дух и материя являются одним и тем же, это ци в разных своих проявлениях. Таким образом, касательно идеи бессмертия, бессмертие тела считалось необходимым для абсолютного бессмертия. Так или иначе, практика алхимии сводилась к достижению бессмертия.
«Внутренняя» алхимия заключала в себе идею о создании эликсира бессмертия из внутренних соков человека, а также единство микро и макро космоса, соответственно основными практиками были медитация, дыхательная гимнастика, двигательные упражнения, созерцание, визуализация.
В основе практик лежит представление о циркуляции энергии ци в организме. По средствам различных техник адепт работает с этой энергией. Целью работы является гармонизация организма, очищение сознания.
В сфере медицины можно выделить огромное множество моментов связи медицины с алхимией. Многие алхимики являлись параллельно врачами и излагали свои знания в трактатах. Китайская медицина и китайская философия были тесно связаны с самого зарождения. Поэтому в медицине понимание тела человека происходит через призму целого ряда философских концепций, таких как инь-ян, ци, связь микро космоса и макро космоса.
«Внутренняя» алхимия заимствует значительную часть своего терминологического словаря из алхимических категорий «внешней» алхимии. Но, в отличии от «внешней» алхимии, ставит своей целью произвести эликсир бессмертия внутри тела практикующего адепта. Для этого, в качестве первичных ингредиентов, используется как само тело практикующего, так и некие непознаваемые субстанции, поступающие из космоса.
"Внутренняя" алхимия (нэй дань) представляет собой форму своеобразного психофизического тренинга, направленного на радикальную трансформацию психосоматических характеристик адепта, или, в ее собственной терминологии, на создание бессмертного тела и соответствующего ему просветленного сознания.
Исходя из принципа подобия универсума и человеческого тела, сторонники "нэй дань" сделали вывод о ненужности химического моделирования космоса, поскольку алхимическая модель вселенной может быть с успехом заменена собственным телом адепта, пневмы и соки которого и являются микрокосмическими аналогами металлов и минералов. При этом сами приемы "внутренней" алхимии (дыхательные упражнения, техника созерцания и т.п.) были разработаны в ходе предшествующего развития религиозной практики даосизма, причем по своему происхождению они зачастую были значительно древнее алхимических операций "внешней" алхимии. Но "внешняя" алхимия дала им принцип объединения, интегрировала их на основе своей методологии и систематизировала, предоставив также терминологию, да и весь язык описания процессов. Таким образом, из конгломерата разрозненных методов медитации и психофизического контроля образовалась стройная система своеобразного "духовного делания", к тому же постоянно рефлектирующая на себя и свои теоретические основания.
Другое дело, что в алхимии сам процесс осознания собственных теоретических оснований занимает длительный период и, завершаясь, производит сильнейший эффект ее интериоризации, приводящей к торжеству парафизиологической "нэй дань".
Попутно отметим, что "нэй дань" следует рассматривать именно как алхимию благодаря наличию общей концептуальной базы, методологии и категориального аппарата с лабораторной «внешней» алхимией ("вай дань"). Более того, даже содержательное наполнение конкретных операций вполне тождественно, отличается лишь материал их приложения: металлы и минералы в одном случае, энергии и центры тела - в другом. Да и то их роднит общая пневменная (ци) природа, что имеет для алхимии первостепенное значение.
Изначальная концепция терминов Инь и Ян, употребляемые в даосской литературе состоит в том, что Инь - это Творение, а Ян - Творец, Дао. Поэтому считается, что тело человека первоначально есть Инь и не содержит в себе энергий Ян. Их можно получить, только работая целенаправленно алхимически.
В алхимических текстах также используются термины, часто неверно переводимые как "дородовый" (или "пренатальный") и "послеродовый" (или "постнатальный"). Верно перевести так: "нерождаемое" и "рождаемое". Это - полный эквивалент деления на Ян и Инь. "Нерождаемое" - это Ян, т.е. Божественное Сознание, которое насыщает Собой тончайшие планы мироздания; "рождаемое" - это Инь.
Как в Китае, так и в Европе присутствует понимание алхимии, как космотворческого процесса.
Алхимик создавал в своей реторте модель мира и миросозиждущих процессов. Алхимический космос предстаёт единым целостным организмом, пронизанным «вселенской симпатией» или «сродством видов». Алхимия воспроизводит космос и «совершенствует» эту модель, «одухотворяет» её. В даосской алхимии эта черта алхимического мировоззрения выступает с особой очевидностью. В мироздании происходят многочисленные метаморфозы, ведущие к образованию элексира бессмертия. Ещё более чётко эта особенность алхимии прослеживается в даосском учении о «внутренней» алхимии (нэй дань), основывающейся на тезисе о подобии макрокосма и человеческого тела – микрокосма.
Практика внутренней алхимии является алхимическим «ускорением» процессов, протекающих в микрокосмосе и аналогичных макрокосмическим, «усовершенствованием», «одухотворением» микрокосмоса.
_________________
_________________
"tat tvam asi" - "Ты - То еси"
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения