- ARSENГРОССМЕЙСТЕР
Развитие русской ментальности (Cухарев А.В.)
2018-12-14, 09:42
Интересная книга:
Развитие русской ментальности
Читайте содержание и отрывок из книги
Развитие русской ментальности
Аннотация:
В настоящей работе с позиций этнофункционального подхода в психологии рассматривается развитие русской ментальности с дохристианских времен до современности, в сравнении с развитием ментальности западноевропейской. На основании методологического принципа этнофункционального единства микро- и макрокосма результаты эмпирических и экспериментальных исследований в области общей, клинической, педагогической, юридической психологии, а также этнопсихологии и др. используются для анализа развития русской ментальности, так как русская культура является системообразующей в России. В книге прослежено развитие русского коллективного субъекта в целом и, в частности, коллективного субъекта властных сословий. Дан краткий этнофункциональный анализ современного состояния русской ментальности и психологический анализ проблем инновационного развития России. На основе проведенного исследования предлагаются рекомендации по социально-психологической коррекции развития русской ментальности с целью ее оптимизации по важнейшим показателям, выработанным в науках о человеке.Читайте содержание и отрывок из книги
- ARSENГРОССМЕЙСТЕР
Re: Развитие русской ментальности (Cухарев А.В.)
2018-12-14, 09:58
Отрывок из книги:
Существенно, что мобилизационный рывок, осуществленный в первой трети XX в., сначала высвободил находящийся под идеологическим прессом еще сохранившийся в живых традициях дохристианский пласт русской культуры. Этот пласт был тесно связан с «народным православием» социальных низов и крестьянства, относительно сохранивших связь с бытовой архаикой, которая уже не осознавалась ее носителями как «дохристианское наследие», но архетипическими представлениями которого являлось. Благодаря «социальным лифтам», также, как и в эпоху Петра I, данный рывок обеспечил, в определенной мере, ротацию низших слоев общества и высвободил тем самым его дополнительный энергетический потенциал.
Однако уже в 20-е годы начались гонения не только на религии в целом, но и на все «предрассудки» (в рамках движения «воинствующих безбожников» и других кампаний). В частности, видный деятель отечественной психологии и педагогики Л. С. Выготский в неприятии «мистицизма» и сказок вполне консолидировался с педологами А. С. Залужным, К. В. Фараджевым и А. Б. Залкиндом, - последний называл «чудесные» (волшебные) сказки «максимумом педагогического уродства» (Залкинд, 1930, с. 68). Выготский, декларируя, что «в развитии ребенок, согласно биогенетическому принципу, повторяет в сокращенном и суженном виде главнейшие стадии и эпохи, которые проделало человечество», в то же время отдавал дань господствующей идеологии. Он писал, что сказка - это «глубочайшее неуважение к действительности, перевес в сторону невидимого» и полагал, что «весь этот фантастический мир бесконечно подавляет ребенка», а наиболее вредными Лев Семенович считал волшебные сказки (в которых отразились в наибольшей мере природно-анимистические представления и т. п. - А. С.) (Выготский, 1991, с. 294-296; Сухарев, 2016б, с. 421-437). Заметим, что такая позиция мэтра советской психологии была аналогична по смыслу указу «боголюбца» царя Алексея Михайловича в XVII в. («сказок не сказывать» и пр.).
На наш взгляд, важнейшим негативным последствием революции 1917 г. был очередной этап искоренения из самосознания русского общества (и народов России в целом) природно-анимистических представлений, т. е. по данному показателю произошло снижение уровня этнофункциональной саморефлексии коллективного субъекта всего общества, а русской элиты - в первую очередь.
Надо сказать, что негативное отношение к традициям имело место не весь советский период. «Уже к концу 30-х годов созрели предпосылки для пробуждения русского патриотизма и национального самосознания народа... Когда же война со всей остротой поставила вопрос о физическом выживании русского народа и существовании государства - в национальной политике советского руководства произошел настоящий переворот. Нет, ни одна из догм официального коммунистического мировоззрения не была отвергнута, ни даже слегка пересмотрена. Но реальное содержание „идеологической работы в массах“ изменилось резко и принципиально. пересмотр осуществлялся решительно и целенаправленно во всех областях: от культурно-исторической до религиозной» (Иоанн Снычев, 1996, с. 521).
В результате радикальных идеологических перемен еще в конце 30-х годов произошел окончательный отказ от понятия «пролетарская культура», выразившийся в закрытии пролетарских творческих ассоциаций и создании единых творческих союзов (Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) была преобразована в 1932 г. в Союз советских писателей и т. п.), восстановление преподавания отечественной истории в школе (1934 г.) и полный отказ от идей педологии (хотя последнее имело не только позитивный смысл - отказ от психологического тестирования и др.) (Кожинов, 2001, с. 308-314.). Кроме того, после Великой Отечественной войны в массовом порядке стали открываться православные приходы, началось широкое и санкционированное государством обращение к народным истокам. По инициативе Русской Православной Церкви, поддержанной советским правительством в 1943 г., был восстановлен институт патриаршества (однако уже в период правления Н. С. Хрущева и Г. М. Маленкова в 1954 г. было принято постановление ЦК об улучшении атеистической работы).
Печатались русские сказки, развивалась фольклористика как наука. Радикально изменилось и отношение к сказке. Показательно, что советская дошкольная педагогика того периода высоко ценила народную сказку, которая оказывает большое воспитательное воздействие, приобщает ребенка к духовной культуре своего народа. «Сказка содержит примеры нравственного поведения человека, передает в доступной пониманию ребенка форме нравственные устои и убеждения народа. Сказка является одним из видов народного искусства слова. Сказка воздействует на ребенка своей художественной формой: она закрепляет навыки родного языка, содействует развитию творчества ребенка» (Боголюбская, 1948, с. 37- 38). Для чтения детям рекомендовались в основном народные сказки «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Снегурочка»; были популярны сборники сказок: «Русские народные сказки про зверей» О. И. Капицы, К. Д. Ушинского и А. Н. Толстого, сборник «Живое слово» под ред. Е. А. Флериной (Боголюбская, 1948; Волкова, 1956). Сказку рекомендовалось не читать, а учить и рассказывать детям наизусть, так как в народной традиции она долгое время существовала в устной передаче. Кроме произведений народного творчества, детям в возрасте 3-4 года рекомендовалось читать произведения о животных русских писателей: А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Л. Толстого, Е. Чарушина, К. Чуковского (Волкова, 1956; Руководство., 1948). Руководства для проведения музыкальных занятий в возрастной группе 3-4 года включали в себя обязательное обращение к народным песням (Гольдштейн, 1948, с. 10; Руководство., 1948). Расширение осведомленности детей об окружающем мире и их словарного запаса осуществлялось преимущественно с помощью наблюдений за живой природой (Кособокова, 1948; Леушина, 1961). Изменения, которые произошли в советском обществе в системе дошкольного воспитания в послевоенное время, отражали изменения в педагогической ситуации подавляющего большинства дошкольных учреждений.
Однако в период «хрущевской оттепели» система образования претерпела существенные изменения. Произошло смещение акцентов - с «народной педагогики» на формирование умений, навыков и готовности к школе. В связи с усилением гонений на Церковь возникла также более жесткая и ранняя ориентация детского воспитания на нравственный идеал строителя коммунизма и производительный труд. Это, в свою очередь, могло обусловливать соответствующие негативные изменения в развитии образной сферы дошкольников и младших школьников именно в оптимальные возрастные периоды (Сухарев, 2008).
В 1959 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21.05.1959 г. о мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и развития детей дошкольного возраста (Программа воспитания., 1964). В целом, в отличие от «Руководства» 1948 г. (Руководство., 1948), «Программа воспитания в детском саду» 1964 г. рекомендовала обучение детей счету в 3-4 года, занятия по конструированию в 4-5 лет, воспитание интереса к профессиям и начальное ознакомление с ними с 3-5 лет. Также имели место уменьшение количества народных сказок и музыкального фольклора наряду с увеличением количества авторских и народных зарубежных сказок (немецких, венгерских и др.), существенное увеличение «технических» игрушек, конструкторов и общая прагматизация отношения к природе («природа - мастерская») за счет уменьшения направленности воспитания младших и средних дошкольников на эстетическое отношения к природе.
Таким образом, в данный период в содержании дошкольного воспитания в значительной мере сократился объем образов народной культуры (сказки), а родная природа стала выступать как объект трудовой деятельности человека. Литература, рекомендуемая для чтения в дошкольных учреждениях, теперь представляла собой почти исключительно авторские сказки и нравоучительные рассказы, направленные на формирование образа трудящегося - строителя коммунизма, а также полезных умений и навыков. В содержании дошкольного воспитания существенно усилился акцент на обучение и подготовку к школе - устный счет, обучение бытовым навыкам (шитье, вышивание, приготовление пищи и пр.). При этом от воспитателей детских садов теперь уже специально не требовалось именно рассказывать детям сказки и т. п.: было одобрено чтение вслух по книге (Программа., 1964).
Данные этнодифференцирующие изменения, согласно нашим исследованиям, могли обусловливать возникновение у детей адаптационного синдрома с соответствующими негативными последствиями (Сухарев, 2008 и др.). В частности, наши исследования выявили связь содержания программ воспитания в детских садах 1948 и 1964 гг. с изменениями в психике воспитанников этих садов, в целом, и с наличием склонности к алкоголизации в будущем. В группе респондентов 1965-1970 гг. рождения, по сравнению с группой 1947-1952 гг. рождения, воспитывавшихся в детских садах, при различном содержании программ (соответственно, 1964 и 1948 гг. издания) были установлены преобладание тяжести протекания алкогольной зависимости, большая степень инвалидизации вследствие алкогольной зависимости, а также наличие признаков недостаточной психологической зрелости (снижение качества эмоционального контроля и др.), и это несмотря на меньший возраст респондентов первой группы (Сухарев, Щербакова, 2009).
С. 302-306
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|